Дубровицы

Наконец-то! Едем в Дубровицы! Была я там лет сорок тому назад, сквозь мусор и ремонтный антураж проглядывала необыкновенная красота. Я лазала по стилобату, заглядывала в щели. Потрясающая церковь, не похожая ни на что другое, и не православная, и не католическая, на высоком стилобате, вся в рустовке, изукрашенная скульптурами святых и резными по камню орнаментами. Столпообразное белокаменное здание, выполненное в стиле барокко, поднято на высокий цоколь и окружено открытой галереей, декорированной белокаменным кружевом из цветов, фруктов, кистей и проч.

В плане храм представляет собой "цветок" с несколькими лепестками, над которыми высоко поднимается центральная башня с главкой необычной формы. Изящная восьмигранная башня увенчана золоченой металлической короной. В храме можно увидеть скульптуры с изображением воскресения Христова, коронования Божией Матери и проч. В западном лепестке церкви сохранились двухъярусные деревянные золоченые хоры, на которых в 1704 г. во время освящения храма молился царь Петр I со своим сыном царевичем Алексеем.

Экскурсовод (Леонид Михайлович Витгоф) сказал, что построена церковь в 1758 году, а освящена только через 5 лет, именно потому, что вид у неё совсем не православный. Освящена во имя Знамения Пресвятой Богородицы.

Первое упоминание о селе Дубровицы относится к 1627 году: «…за боярином Иваном Васильевичем Морозовым старинная усадьба село Дубровицы на реке Пахре, устье речки Десны…» Затем вотчина перешла к дочери Морозова — Аксинье Ивановне, которая вышла замуж за князя Ивана Андреевича Голицына. С этого времени Дубровицы более чем на 100 лет перешли во владение рода Голицыных.

Сначала имение Дубровицы принадлежало «дядьке», то есть воспитателю, Петра Первого. Он был человек набожный и решил построить в Дубровицах церковь. Доподлинно неизвестны ни автор этого шедевра, ни мастера, трудившиеся здесь. Предполагается, что авторами церкви были итальянские зодчие, приглашенные князем, и, в отличие от строителей Московского кремля, дубровицкие итальянцы не пытались адаптировать храм к русской архитектуре. В результате ими был создан уникальный, единственный в России памятник раннего итальянского барокко конца XVII века.

Голицын смог воплотить столь дерзкий архитектурный замысел только благодаря близости к Петру I, очень интересовавшемуся постройкой этого храма.

«Можно, наверное, сказать, что ничего подобного не встретить больше на Руси великой; ничего экстравагантнее и обаятельнее, просто не выдумать!»

Татьяна Флодина

otziv Dubrovnitsi 001 otziv Dubrovnitsi 002 otziv Dubrovnitsi 003
otziv Dubrovnitsi 004 otziv Dubrovnitsi 005