Московские подземелья

   Экскурсия началась от памятника Грибоедову у метро «Чистые пруды». Нас загрузили в огромный автобус с кондиционером и повезли. Против ожидания, экскурсанты в основном были взрослые люди среднего возраста, всего несколько подростков и несколько пенсионеров. Первая часть экскурсии была посвящена подземным туннелям Москвы, в которые посетителей не пускают, поэтому гид нам сообщал, что именно в данный момент под колёсами нашего автобуса находится подземелье и рассказывал о нём. Оказалось подземелий этих несметное множество. Существуют официальные карты, жутко секретные, а кроме того по этим туннелям ходят диггеры, у них есть какие-то свои сведения. Профессия эта (или увлечение) очень опасно, диггеры часто попадают под обвалы, в протечки. Неизвестно, насколько верны легенды, которые они рассказывают об этих подземельях - тут и крысы размером с собаку, и привидения, и крокодилы, причём животные слепые, ведь живут они в темноте, зрение им не нужно, зато развиты другие органы чувств. Рассказы жуткие и не очень правдоподобные, но существование их вполне объяснимо.

  В Москве копали всегда, несмотря на то, что местность для этого была не очень подходящая. По одной из версий название Москва происходит от корня «мозг..», «промозглый», здесь были болота, впоследствии осушенные. Несмотря на наличие 7 холмов, местность достаточно сырая. Под асфальтом столицы протекает более 100 речек и ручьёв, большая их часть заключена в трубы, некоторые умудряются просачиваться сквозь стены туннелей и подвалов. Шло строительство, менялся рельеф, исчезали источники, питавшие речки, в них сливались нечистоты и промышленные отходы. В частности, Неглинка протекала точно по направлению одноимённой улицы, потом её забрали в трубу, поскольку москвичам негде было гулять, обустроили улицу. Сейчас скорей всего та Неглинка, которая заключена в трубу, уже не река, а слив канализации.

 

Больше всего копали в Кремле и на Солянке. Во-первых, туннели могли использоваться для военных целей. Во-вторых, здесь можно много чего спрятать. До сих пор ходят легенды о спрятанных кладах, о пропавшей библиотеке Ивана Грозного - либерее. Только при строительстве станции «Китай-город» проходчики обнаружили 7 подземных ходов. Часто эти ходы засыпаны, совсем или частично, и продвижение по ним связано с опасностью для жизни.

  На Солянке были соляные склады. Соль один из важнейших продуктов питания, город надо было снабжать, для торговли нужны были большие сухие склады. На Солянке жили купцы, торговавшие солью, под домами тянулась цепь подвалов, соединённых между собой.

  Много подземных сооружений на Варварке. Рядом находился гостиный двор, пассажи с магазинами, естественно, надо было где-то хранить товары, было сооружено много купеческих складов.

  Печально известны подвалы на Лубянке.

  Около Тайницкой башни гид рассказал, что из башни был потайной ход под руслом Москвы-реки, по которому Иван Грозный мог спокойно перейти на другой берег. Конечно, туннель строго охранялся, были сооружены специальные камеры - «слухи», в которых сидели люди и тщательно прислушивались - не копает ли кто-то, чтобы заложить бомбу. Говорят, что где-то на территории Кремля в подвалах ещё лежит знаменитая библиотека. Удивительно, как строители нашли место на территории, чтобы построить БКД. Сейчас Манежная площадь застроена в несколько этажей. Три этажа торговые, а под ними четвёртый - технический. Это уже современное копательство.

  Под Красной площадью тоже пустота. Под брусчаткой бетонные перекрытия, настолько мощные, что по поверхности спокойно едет военная техника, под ним подземелье высотой не менее 4 м, здесь спокойно могут разворачиваться танки. Где въезд в подземное пространство, нам конечно, не показали.

  В ХХ веке началось строительство метро, опять начали копать. Первая линия «от Сокольников до Парка на метро». Сейчас как раз отмечается юбилей московского метро. С самого начала метро строилось с учётом требований ПВО. Московские станции в основном очень глубокие в отличие от европейских. В какой-то степени это объясняется подземным рельефом, водными источниками, но самое главное, предполагалось, что станции будут служить и бомбоубежищами. Так оно и было. В войну люди спускались в метро во время налётов, там же были устроены рабочие кабинеты для членов правительства. Жители ночевали в метро. За время войны там родилось 174 младенца. В войну в туннель старой Смоленской линии попала бомба, пробила туннель и Сталин приказал эту ветку бросить, построили параллельную.

  По нагрузке московское метро занимает пятое место в мире, протяженность более 300 км, 194 станции. В старых глубоких станциях эскалаторы состояли из двух частей, т.к. тогда такие длинные ещё не умели делать. Сейчас самая глубокая станция Парк Победы, глубина 84 м, в ней один эскалатор. В 1945 г. появилась атомная бомба, и бомбоубежища пришлось углублять, перестраивать систему обороны. Построили в Подмосковье бетонки, установили баллистические ракеты. Появились бомбы с двигателем, который на последнем этапе её разгоняет. Такая бомба может пробить перекрытия глубиной до 50 м.

  Много слухов ходит о «Метро-2», название неофициальное, скорее народное, это система ходов и бункеров для защиты правительства. Рядом с Боровицкой башней имеется выход из Метро-2, туда может заехать даже танк. Покатавшись по городу мы отправились к бункеру Сталина. К сожалению, он сейчас на ремонте, и нам его посмотреть не удалось. Многие экскурсанты интересовались, когда можно будет его посмотреть и уже планировали следующую поездку. Расположен бункер под развалинами Черкизона. Сначала нас не хотели пускать за забор, говорили, что там всё равно нечего смотреть, но наш гид всё-таки уговорил охрану, и мы вошли на площадку. Широкий пандус с виражом, ниже уровня земли двое железных ворот, одни закрывают туннель, ведущий от Кремля, другие вход в сам бункер. На верхнем уровне стоят два транспортёра - БМП и БМД (десанта) и танк, всё современное, видимо, техники военного времени не нашли. Когда-то здесь хотели построить огромный стадион, на 200 тысяч зрителей. Было известно, что Гитлер не бомбил спортивные сооружения, так как считал, что их можно использовать для митингов и парадов. Поэтому решили бункер спрятать под стадионом. Начали их строить одновременно, но началась война, и стадион так и не достроили. Строили его преданные рабочие. Здесь были сооружены все системы жизнеобеспечения, условия для жизни и работы. В сталинской столовой стоит простой дубовый стол, столовая простая, в грузинском стиле. А бункер был задуман как тайный командный пункт. Имелся лифт под БКД, оттуда автомобилем можно доехать по туннелю длиной 17 км до бункера. Здесь можно было нырнуть в другой туннель и добраться до аэродрома в Чкаловской. Сейчас место пересадки из одного туннеля в другой открыто, но раньше здесь было бетонное перекрытие, и сверху никаких следов бункера. Сталин побывал здесь дважды - в 1938 году при начале строительства и в 1941. Как известно, отец народов не любил подземелья, как впрочем, и поднебесье. При последнем посещении он сказал, что не надо никаких бункеров, будем защищать Москву.

  Запасную столицу готовили в Самаре. Добраться до неё можно было или через бункер на аэродром или на железнодорожную станцию на броневике или по Стромынке до Измайлова, там есть подземелья с выходом в лес. Рядом линия метро, станцию с наземным вестибюлем построили после войны, а внутри можно было пересесть в бронированный вагон и отправиться по железной дороге в тыл.

  Познакомившись со сталинским бункером, мы отправились дальше. В Москве имеются ещё бункеры. Бункер 41 под Кремлём, 42 на Таганке, 43 на Фрунзенской. По дороге ознакомились с ещё одним подземным сооружением. Лефортовский туннель имеет длину 3,2 км и пролегает на глубине 30 м. Ширина 14 м. В Лефортовском туннеле 42 выхода, имеется системы вентиляции, противопожарная система.

  Третье кольцо хотели строить ещё при Брежневе, но предполагали провести его по территории Лефортовского парка, однако жители воспротивились и пришлось строить туннель. Как это ни странно, оказывается туннели строить дороже, чем метро.

  На этом кончилась первая часть нашего путешествия, около метро Таганская мы вышли из автобуса и отправились в бункер 43.

  От метро мы дошли по 5-му Котельническому переулку до зелёных железных ворот с красной звездой, подождали у входа, после чего нас впустили во двор, там ещё постояли, пропустив без очереди группу иностранных туристов. В вестибюле на стенах развешаны правила поведения в бункере и его план, а также противопожарный инвентарь. Когда мы успели со всем этим ознакомиться, к нам вышел бодрый и весёлый подполковник с хорошо отработанным командным голосом, представился Андреем, раздал нам входные билеты с гербом СССР на красной обложке и пригласил внутрь. У входа висит инструкция и схема бункера. Бункер 42 состоит из 4 блоков, рядом три линии метро. Рядом на стене висела карта мира с указанием имеющихся аналогичных бункеров. Больше всего меня заинтересовал бункер где-то в юго-восточной Азии. Кто же это там так тщательно прячется? К сожалению, когда я фотографировала эту карту, кто-то махнул рукой перед объективом, и получилась только половина.…Наш весёлый гид рассказал, что бункер защищён двумя комплектами дверей с тамбурами. Вес каждой около 2 тонн. Не поняла, от чего защищает первая дверь, скорей всего от ударной волны, а вторая, внутренняя - от радиации и вирусов.

  Мы спустились по лестнице на минус восемнадцатый этаж, узнав, между прочим от нашего гида, что на минус втором находится туалет, но зайти туда решился только один маленький мальчик, остальные поспешили вниз, чтобы не отстать и не потеряться в подземельях. Лестница оказалась достаточно удобной - металлические ступени оптимальной ширины и высоты с металлическими перилами, без площадок, но на стенах имеются надписи, обозначающие номер этажа. Кроме лестницы имеется и лифт, вместимостью 6 человек, им многие из нас воспользовались на обратном пути. Какой смысл топать по ступеням вверх 65 метров? К сожалению, количество ступеней никто не посчитал.

  Бункер строился одновременно с линией метро, строили его высококлассные и хорошо оплачиваемые метростроевцы, а вовсе не заключённые. Естественно, очень проверенные и засекреченные, с высочайшей степенью допуска. Стены из 10 мм стальных листов, за ним бетон и 1,5 м анкеры, концы которых выходят в туннель (квадратные нашлёпки на стенах). В туннелях оказалось достаточно тепло, светло и сухо, в некоторых ходах были постелены ковровые дорожки, гуляют по ним молодые люди в черных костюмах и белых рубашках. Висят светильники. Кое-где стоят сатураторы (не работают), которые снабжали газировкой сотрудников. Сотрудников здесь было ни много, ни мало 2500 человек, по-видимому, они работали посменно, так как тогда действовал ныне закрытый выход к метро Таганская. В бункере имеется автономная электростанция, вентиляция, все средства жизнеобеспечения, кинотеатр, скорей сего для учебных фильмов, но возможно в случае ЧП при длительном пребывании могли показывать и художественные. Думаю, запасы таких средств развлечения на случай длительной изоляции должны быть, это естественное требование психологов. В бункере был расположен штаб дальней авиации, узел связи и командный пункт. Возможно, и другие сооружения, но нам этого не сообщили. На узле связи имеется запись обращения Левитана о начале третьей мировой войны. К счастью, пока не востребованная.

  В кинозале нам показали фильм про Хрущева, Кеннеди и Фиделя (понятно про что - про Карибский кризис).

  Наш гид показал нам макеты знаменитых ракет – «Семёрки» и «Сатаны». После пуска «Сатана» делится на 8 частей, каждая с ядерным зарядом. Спросили, хочет ли кто-нибудь выстрелить по США. Нашлось двое желающих, одна из них дама, которая сказала: «По Белому дому, чтобы они от Украины отстали». Желающих посадили в кресла, надели им вместо шляпки и бейсболки пилотки, выдали каждому по ключу, передали пароль Обязательно пуск осуществляют два офицера, чтобы не было никаких случайностей). «Теперь нажимайте на ту серую кнопку, которая на самом деле красная». Потом показали фильм, как летит ракета и последствия взрыва. Впечатляет.

  Из зала мы отправились дальше, по дороге гид усиленно предупреждал, чтобы мы держались середины коридора, а то мало ли что, может погаснуть свет, в темноте споткнуться и т.д. Действительно, свет погас, завыла сирена (впечатление хуже, чем на наших пожарных учениях), зажглись аварийные светильники, замигали красные лампы, по радио объявили, что неприятельская ракета попала в бункер. Страшилка продолжалась недолго. Постояли, послушали и пошли к командному пункту.

  В командном пункте имеется объёмный макет бункера с рельефом местности, всеми ходами и переходами. Его огибает кольцевая линия метро, её постоянно слышно, поезда идут где-то за стеной. Естественно, имеется несколько запасных выходов как в каждой грамотно устроенной норе. По одному из них служащие после работы выходили к метро, но сейчас он закрыт. Говорят, экскурсанты фотографировали из него поезда. Показали нам костюмы высокой защиты, с противогазами, на манекенах в полной экипировке.

Фотографии с экскурсии:

 

 

Флодина Татьяна 29.05.2014